«ПРОСПЕКТ», июль 2010
Нижегородский музыкант Александр Яковлев собирает звуки
Есть множество людей, которые коллекционируют всевозможные этикетки, значки, игрушки, монеты, скульптуры, картины… Все это — вполне ощутимые и материальные предметы. Житель Нижнего Новгорода музыкант, композитор и поэт Александр ЯКОВЛЕВ собирает то, что увидеть или потрогать руками нельзя, однако можно услышать — звуки. Хранится его коллекция в музыкальных инструментах, в которых эти звуки зарождаются.
ВОЙДЯ в квартиру к Александру Яковлеву, с порога понимаешь, что он занимается музыкой — комната заполнена аппаратурой, стол завален компьютерными дисками, а стены увешаны инструментами, среди которых и дудочки, и свирели, и флейты, и барабаны, и гитары, окарины, арфа, домбра, и еще много инструментов, непонятных простому обывателю.
— Я с детства занимался музыкой, — говорит Александр. – Ходил в музыкальную школу, студию. Потом появилась группа «Новые ворота», в которой и по сей день играю и пою. Записывал альбомы с известными и не очень музыкантами. Тогда и появилась потребность в новых звуках: не синтезированных, искусственных, а именно «живых». Поиски и привели к тому, что появилось собрание различных музыкальных инструментов, большая часть из которых — этнические.
Александр рассказывает о коллекции, одновременно показывая, какие именно звуки издает тот или иной «экспонат».
Первым под руку попадается бойран – кельтский барабан. Одна его сторона затянута кожей горного козла, другая открыта для руки исполнителя, который может менять высоту и тембр звука. В древности под бой такого барабана кельты ходили в атаку на врага.
Мриданга – двусторонний барабан родом из Индии. Надавливая на кожу можно менять высоту звука во время удара. Получается эдакий булькающий звук.
Большое место в коллекции занимают духовые инструменты, привезенные из Перу, Боливии, Северной Европы, Австралии, Китая, с Балкан…
Самый большой из них – диджериду — в длину около метра. С помощью таких дудок аборигены Австралии разговаривают с духами. Сделан диджериду Александра из бамбука, хотя в принципе этот инструмент изготавливают из эвкалипта… термиты. Они выедают мякоть дерева, получается труба, которую уже затем люди доводят до ума. Когда в дудку дудят, кажется, будто бык ревет.
Другая гостья – тарка — прибыла из Боливии. Прямоугольная флейта выполнена в виде тотемного столба, на котором изображены три мира: верхний — божественный, средний – земной и нижний – загробный. Извлекаемый из нее зук получается с шумом, напоминающим ветер.
Флейту пимак сделал североамериканский индеец Золотой Ястреб. Дудка украшена фигуркой медведя.
— «Зверь» это не только украшение, но и необходимая часть флейты. Без него она играть не будет. Через фигурку проходит воздух.
— А это, — рассказывал Александр Яковлев, доставая предмет, похожий на ножку табуретки, — болгарская флейта «двоянка». В ней два канала. Она как будто сама с собой поет.
Германский гемсхорн – из рога домашнего животного. В отличие от подобных российских дудок, дуть нужно не в узкую часть, а в раструб.
Очень много в коллекции Александра всевозможных флейт с Востока и Западной Европы. Самый распространенный из них среди музыкантов — вистл, сделанный из жести. Другое его название пенни-вистл, так как в прежние времена стоил он один пенни, и его мог купить каждый. Пожалуй, самая необычная «дуделка» среди западных флейт – цугфлейта. Внешне она напоминает шприц или воздушный насос. Этот инструмент использовался при озвучивании мультика про Карлсона, когда тот пугал воров, летая в простыне и изображая привидение.
Мурашки по коже бегут, когда слушаешь еще одну флейту – бретонскую боевую бомбарду. Резкие неприятные звуки, которые она издает, оказывали психологическое воздействие на противника.
Как правило, все музыкальные инструменты, состоят как минимум из двух-трех деталей, но есть и исключения. Варган – пластинка, вставляющаяся в рот, — один из древнейших музыкальных инструментов. Под различными названиями он распространен у многих народов мира. Согласно словарю Брокгауза и Ефрона, этот инструмент встречался среди русского народа в II-XX веках. Широко использовался в Поволжье. Сейчас на нем в основном играют северные народы Якутии, Тувы и Алтая. При игре варган прижимают к зубам или к губам, рот служит резонатором. Изменение положения рта дает возможность менять тон и тембр.
— Совершенно уникальный инструмент, — искренне восхищается Александр. – Неизвестно, как людям ума хватило его изобрести. Как говорит один мой приятель, наверное, «потому что подумали». Есть еще вот такая тибетская чаша. Если водить по ее краям, то она начинает звучать. В основном ее использовали монахи для медитации.
Помимо народных инструментов у Александра хранятся и созданные им самим. Один из них – «флейта дождя».
— Я срезал стебель борщевика, — рассказывает он. – Вы знаете, что это ядовитое растение и при прикосновении вызывает ожоги, но зимой оно совершенно безвредное. Внутрь трубки по спирали вставил перегородки и насыпал просо. Когда флейту переворачиваешь, то возникает звук, напоминающий шум дождя. Отсюда и название. Можно использовать как перкуссию.
Бамбуковую флейту «клюку», похожую на посох, соорудил из кусков дерева, высверлив отверстия. Ничего – играть можно.
В собрании Александра около 150 музыкальных инструментов. Какие-то приобрел он сам, какие-то подарили друзья. Но коллекция у него неполная, да и вряд ли когда-нибудь будет таковой.
Одно из последних приобретений музыканта — 10-струнная греческая арфа. Сейчас он мечтает о шотландской волынке и колесной лире. Оказывается, и такая есть! Это струнный инструмент, внешне напоминающий скрипичный футляр. Играют на ней, вращая одной рукой специальное колесо, а другой зажимают стержнем струны.
Александр умеет играть на каждом из своих музыкальных инструментов.
— Звуки извлекать можно из чего угодно, — говорит он. — Важно понять принцип. Не скажу, что я играю на каждом из них мастерски, как, к примеру, Дживан Гаспарян на дудуке. (Кто не знает, это — всемирно известный армянский музыкант. Широкая публика его музыку могла слышать в фильме «Гладиатор»). Кстати, один мастер, который делает дудуки, рассказывал, что по преданию именно этим музыкальным инструментом будут встречать Христа во второе пришествие, поэтому он хочет как можно больше их вырезать. А вообще, я не коллекционирую инструменты — я собираю звуки. Ведь что такое скрипка, дудук, гитара и прочее? Это кусок дерева, глины или какого-нибудь другого материала, который человек заставляет звучать, издавать музыку. Настоящую же музыку нельзя сочинить. Ее можно только услышать.
Дмитрий АВДЕЕВ.
Фото Юрия ЛАШУКА и из архива А. ЯКОВЛЕВА