Александр Яковлев. Сольный концерт в «Пандоке». Longread

Александр Яковлев. Сольный концерт в «Пандоке». Longread

Я готова назвать концерт удачным за одну только Aide Jano. Саше Яковлеву очень идет этника. Его выразительный голос окутывается гортанными призвуками, с эдакими горькими степными оттенками, и его безразмерному темпераменту вольготно в фольклорных просторах.

Плюс обольстительная аритмия самой песни (счет на 7/8), плюс непростой лад с пониженной второй ступенью, фригийской секундой. Вы только прислушайтесь: фри-гий-с-ка-я се-кун-да. С ума сойти. Я и схожу, всякий раз, как слышу эту сербскую народную песню в исполнении Саши.

Я сказала «за одну только». Про яковлевскую Aide Jano можно долго и вкусно писать отдельно, сравнивая с версиями носителей языка. Обилие вариантов текста – десятки, хорватского, сербского, турецкого происхождения.

Сама история бесхитростная: «Яно (в смысле, Ваня), пойдем спляшем коло. – Дык денег нет! – Айда, продадим коня, дом, вообще всё, выпьем и спляшем коло». Леша Полковник перевел это так: «Я все пропью, гармонь оставлю».

Примечательно, что песню Саша нашел лет пятнадцать назад, и она идеально легла – как там и была – на яковлевский авторский строй двенадцатиструнной гитары, с тремя «ре» через октаву. А строй он придумал аж лет в семнадцать. Вот так песня через десятилетия нашла свой аккомпанемент и оригинального исполнителя, не говоря о преданном фане, то есть обо мне.

Блииин, опять отвлеклась. Я сказала «за одну только». А их — песен — прозвучало за тридцать! Бит и ярость! Три гитары (каждая со своим строем), самобытная исполнительская техника, уже упомянутый темперамент, равнинная распевность, припудрено психоделикой.

Временами узнается та или иная музыкальная стилистика, но чаще накрывает страстность, исполнительский напор, и уже не до узнавания, просто хлопаешь и вопишь до хрипа. Музыкальная оболочка изысканная, непростая, филигранная, а под ней искушения и мука, и мечется степной волк-одиночка, исхлестанный ветрами судьбы. «Не ругай меня, мама, я весь в крови», «все те же бесы, все мои бесы», «и сопьюсь к ебеням», вот это вот все.

Эта невыносимая красота режет тебя без анестезии, и ты не можешь справиться со слезами. Да и не одна ты. Прочитайте отзыв, ну, хоть Нина Белых. От ума или от сердца эти песни? От боли. Можно сравнить «Половодье» 2013 года и то, что прозвучало в концерте: эмоция и динамика глобально поменялись. Отчаянья только прибавилось. Потому что за эти шесть лет случились и войны, и беды, и конца им нет, и мальчики все нарождаются и нарождаются.

«Что это за гитарный бой у тебя, вот здесь и тут еще? А вот этот прием – он как называется?», — пристаю к Яковлеву, когда затихает послезвучие. А никак не называется. Называется сплав проанализированного слушательского опыта, изрядного исполнительского инструментария, собственных фишек и импровизации, такой персональный яковлевский концертный фьюжн. К тому же, если честно, он не всегда знает, как будет звучать проигрыш. «Как попрет», — объясняет.

Поперло так, что концерт прошелся по «Пандоку», словно сель, особенно, когда из засценической каморки тихонько выкралась Наталья Спирина, с оперного корабля на рок-н-ролльный бал, и плеснула в пламя своего неистового скрипичного колдовства.

«Не позёры, не самовлюблённые нарциссы, начисто лишенны

е агрессии и желания пустить пыль в глаза, они всегда играли то, что подсказывал им внутренний голос (он же талант). Никогда не звучали модно и актуально, зато и тридцать лет спустя после фестивалей, на которые им удалось попасть, их песню звучат свежо, трепетно и волнующе». Это написал два года назад Андрей Бурлака о «Новых воротах», с которыми навечно ассоциируется в любом сольном варианте Саша Яковлев.

Именно это можно повторить и сейчас. Именно так. Свежо, трепетно и волнующе.

Светлана КУКИНА

Еще отзыв о концерте

Собрала наконец-то мысли в кучку и пишу про сольный концерт Александра Яковлева в Пандоке 08.11.19.
Уже в сети и не только о нем высказано множество слов восторга и восхищения.
Я тоже долго пыталась подобрать нужные слова, чтобы описать всю гамму произошедшего и пережитого. И вот, что я в итоге решила: никакие слова не смогут передать, то, что творилось внутри каждого присутствовавшего на концерте. Начиная от спектра всех испытанных эмоций и заканчивая набором тем для дальнейших размышлений…
Знаете, есть песни для ушей, есть песни для души, есть для развлечения или его чего-то. А есть (очень редко) такие песни, которые проходят сквозь человека, затронув все струны его организма, и продолжают жить в нём и потом, после прослушивания, если и не всегда, то очень долго (это уж точно!). Так вот музыка, которую исполнял Александр Яковлев — это вот как раз об этом редком случае.
И ещё… Я так и не поняла, как это возможно, что музыкант/певец становится и началом струн своего инструмента, и их продолжением, и это то вдруг превращается в дуэт между музыкантом и инструментом, то становится одним единым организмом. Как это трогательно и одновременно мощно!!!
И да, весь концерт — это несколько десятков жизней, которые мы внутри пережили, каждый по-своему, и у каждого, думаю, в душе/уме/сердце осталось не просто приятное послевкусие от концерта, но и множество того, что ещё предстоит осмыслить, обдумать, дожить и высказать, возможно.
Про уникальность игры на трёх разных гитарах я вообще молчу, поскольку это просто надо видеть и слышать живьём!
Татьяна Лабудь, спасибо за организацию, приглашение и душевность!
Денис Макарычев, спасибо за то, что я попала на этот концерт!
Владимир Безденежных, Юлия Безденежных, Сергей Михеев, спасибо за компанию!
И спасибо за дуэт со скрипкой!

Сашка… Александр Яковлев… СПАСИБО ТЕБЕ!

В меня ты попал сегодня с первой ноты, с первой буквы.
Я редко, очень редко на людях до слёз, почти никогда.
А сегодня — сразу.

Мощный концерт.
Пацаны тринадцатилетние как тебя слушали!!
Многие взрослые дяди и тёти знали НАИЗУСТЬ СЛОВА ВСЕХ ТВОИХ ПЕСЕН!

И ваш с наталья спирина дуэт -это бомба!
Это космос!

Орала » браво», голоса не щадя.
Прожила с первого до последнего звука весь концерт вместе.
И хотелось ещё и ещё.

Новая » корка» от Светлана Кукина, когда мы все начали скандировать » бис»:
«ТАК НЕЧЕСТНО!!! Давайте ещё!»

Я счастлива.
Свистеть надо научиться, конечно..
Свистеть!
Мало мне одних » оооооу» и » браво»..

Добавить комментарий