Именно так боги говорят об Абсолюте

Именно так боги говорят об Абсолюте

feb1«НИЖЕГОРОДСКИЕ НОВОСТИ» октябрь, 2001

(об альбоме группы «Новые ворота»)

Сказать честно, давно уже не приходилось встречать ничего подобного. Это красивая, профессионально »сделанная» музыка, которую можно слушать с удовольствием.

Однако если воспринимать песни Александра Яковлева лишь как набор изысканных звучаний, есть риск пропустить самое главное. Тексты (принадлежащие перу Ильи Куртинина и Александра Яковлева) просты и загадочны, максимально обобщенны и конкретны одновременно и живут где-то на перекрестке прибаутки и пророчества.

Афористичность и смысловая концентрированность фраз, наличие не то чтобы «второго смысла», а мощного интертекста предполагают некоторую эрудицию слушающего и постоянное внимание с его стороны. И в лирике, и в «эпосе» — обобщения «от верха до низа», обзор на все триста шестьдесят. Драматизм…улыбка Будды, конечно, бесстрастна, но иногда прорывается сквозь нее что-то слишком человеческое.

Сравнения, конечно, некорректны, и все-таки невозможно не упомянуть ранний «Наутилус», некоторые гребенщиковские опусы, отчасти — Андрея Мисина. Лицо Космоса страшно, но некоторым из избранных хватает мужества рассказывать об увиденном. Зачем? Для того чтобы понять, «как получаются боги». И по возможности объяснить это тем, кто способен услышать.

Музыка, мягко говоря, необычна. Но это отнюдь не значит, что она представляет собой какие-то там авангардные поиски; просто ее невозможно назвать «аккомпанементом», Музыка идет параллельно смысловой партитуре композиций жанровые и стилистические ассоциации тянут за собой богатые содержательные спектры, помогая в расшифровке текстовых ребусов.

Чего стоят, например, хотя бы экстатически взлетающие скрипичные юбиляции в «Иудаике», вносящие в спокойно-притчевый, предельно абстрактный текст о Спасителе мощную личную ноту. Тягучее, роковое фламенко композиции «Время» вносит смысловую подтекстовку а-ля «обреченная страсть Кармен».

Нигилистический фанки поясняет суть «праздника маленькой ящерки» («Поклонение»), драматические интонации поющей человеческим голосом скрипки во всех композициях без исключения компенсируют бесстрастные словесные истины; скоморошье гитарное «бреньканье» и квартетное, истинно бородинское письмо «Голого завтрака» — перекресток академического и архаического, высших достижений «ученого» мастерства и вечно древних инстинктов сознания («хлеба и эрелищ» применительно к ситуации, когда профессиональныи развлекатель кормит хлебом духовным, произносится как нельзя более уместно).

Кстати, благородная стройность созвучий струнных инструментов — на фоне закодированных драм и напряженных размышлений — словно напоминает нам о постоянном (пусть и незримом) присутствии рядом Абсолюта…

Мария ПАНТЕЛЕЕВА

Добавить комментарий