"НИЖЕГОРОДСКИЕ НОВОСТИ" октябрь, 2001
(об альбоме группы "Новые ворота")
Сказать честно, давно уже не приходилось встречать ничего подобного. Это красивая, профессионально ''сделанная" музыка, которую можно слушать с удовольствием.
Однако если воспринимать песни Александра Яковлева лишь как набор изысканных звучаний, есть риск пропустить самое главное. Тексты (принадлежащие перу Ильи Куртинина и Александра Яковлева) просты и загадочны, максимально обобщенны и конкретны одновременно и живут где-то на перекрестке прибаутки и пророчества.
Афористичность и смысловая концентрированность фраз, наличие не то чтобы "второго смысла", а мощного интертекста предполагают некоторую эрудицию слушающего и постоянное внимание с его стороны. И в лирике, и в "эпосе" - обобщения "от верха до низа", обзор на все триста шестьдесят. Драматизм...улыбка Будды, конечно, бесстрастна, но иногда прорывается сквозь нее что-то слишком человеческое.
Сравнения, конечно, некорректны, и все-таки невозможно не упомянуть ранний "Наутилус", некоторые гребенщиковские опусы, отчасти - Андрея Мисина. Лицо Космоса страшно, но некоторым из избранных хватает мужества рассказывать об увиденном. Зачем? Для того чтобы понять, "как получаются боги". И по возможности объяснить это тем, кто способен услышать.
Музыка, мягко говоря, необычна. Но это отнюдь не значит, что она представляет собой какие-то там авангардные поиски; просто ее невозможно назвать "аккомпанементом", Музыка идет параллельно смысловой партитуре композиций жанровые и стилистические ассоциации тянут за собой богатые содержательные спектры, помогая в расшифровке текстовых ребусов.
Чего стоят, например, хотя бы экстатически взлетающие скрипичные юбиляции в "Иудаике", вносящие в спокойно-притчевый, предельно абстрактный текст о Спасителе мощную личную ноту. Тягучее, роковое фламенко композиции "Время" вносит смысловую подтекстовку а-ля "обреченная страсть Кармен".
Нигилистический фанки поясняет суть "праздника маленькой ящерки" ("Поклонение"), драматические интонации поющей человеческим голосом скрипки во всех композициях без исключения компенсируют бесстрастные словесные истины; скоморошье гитарное "бреньканье" и квартетное, истинно бородинское письмо "Голого завтрака" - перекресток академического и архаического, высших достижений "ученого" мастерства и вечно древних инстинктов сознания ("хлеба и эрелищ" применительно к ситуации, когда профессиональныи развлекатель кормит хлебом духовным, произносится как нельзя более уместно).
Кстати, благородная стройность созвучий струнных инструментов - на фоне закодированных драм и напряженных размышлений - словно напоминает нам о постоянном (пусть и незримом) присутствии рядом Абсолюта...
Мария ПАНТЕЛЕЕВА