Ворота в иное измерение

Ворота в иное измерение

Yakovlev«НИЖЕГОРОДСКИЕ НОВОСТИ» октябрь, 2001

В музыкальной жизни Нижнего Новгорода произошло любопытное событие. Группа «Новые ворота», некоторое время находившаяся в состоянии творческого поиска, представила на свет результат такового — альбом или, точнее, сборник. Что послужило поводом к размышлениям о реалиях нынешней альтернативной (и просто «настоящей») рок-культуры и, конечно, содержательному разговору о его судьбах. Эксперт, держащий руку на пульсе «альтернативы», собственно музыкант-творец и астролог, познающий жизнь сквозь призму звезд, поочередно отвечают на два глобальных вопроса:

1. Можно ли утверждать, что на смену прежнему поколению рок-музыкантов, родившихся в начале 60-х годов, пришло поколения нового десятилетия, несущее принципиально иное понимание действительности?

2. Каков он, герой нового поколения, а значит, и новых песен?

СДЕЛАЙТЕ ГЛУБОКИЙ ВДОХ И УСПОКОЙТЕСЬ!
Филипп Галкин,
программный директор «Ультра Продакшн»
(«Наше радио» и «Радио «Ультра»)

Когда в 1998 году мы решили открыть «Наше радио», я ни секунды не сомневался, что мы выстрелим в десятку. Потому что к тому времени была практически уничтожена физически та музыка, которая заставляла думать, которая была написана для человека, привыкшего лично принимать какие-то решения занимавшего активную жизненную позицию.Одно время я даже думал, что не будет у нас в России новой музыки: останется 5-6 альбомов «Аквариума», 4 альбома ДДТ и еле-еле «Мумий Тролль», «Маша и медведи»… Время остановилось… Но вы не представляете себе, что началось буквально через месяц после открытия этого эфира! Появились группы, диски.. Уже через год можно было уверенно сказать, что все встало на свои рельсы и движение есть… Мы открыли огромное количество групп, начиная от «БИ-2», Земфиры, «Смысловых галлюцинаций» — в сумме где-то около ста групп! Все они впервые появились в нашем эфире, потому что им некуда было идти.

Многое из того, что сейчас на слуху — «Михей и Джуманджи», «Океан Эльзы» , «Конец фильма» или «Иван Купала»- все это попадало на стол мне и генеральному продюсеру «Нашего радио» Михаилу Козыреву. Располагая таким огромным материалом — это целый пласт новой музыки,- мы выпустили сборники «Нашествие» и провели три одноименных фестиваля.

Если же говорить о каких-то тенденциях, то мне очень нравится то, что сейчас происходит с музыкой: она перестала быть инструментом для борьбы. Нынешняя молодежь в массе очень далека от этого. Ее заботит только одно: дайте, пожалуйста , возможность учиться , работать и получать столько, чтобы создать себе нормальные условия для жизни. Новое поколение музыкантов стало по-хорошему циничным, — насколько вообще позволительно быть циничным творческому человеку. Они ни в коем случае не приемлют фальшь.Основой творчества большинства стали искренность, правда, беспафосность. Например, лично мне очень нравится группа «Смысловые галлюцинации»: это романтики, конечно, но при этом они прекрасно понимают, о чем идет речь; они не мечтают о воздушных замках, они поют о действительности. С другой стороны, мне нравится и такой представитель совершенно другой стороны нашей музыки, как, например, группа «Ленинград» Сергея Шнурова. Старые рокеры обижаются: у «ленинградцев» много мата, возможно, цинизма, нот это рок-музыка, настоящая рок-музыка.

Меня удивляет, что старшее поколение может с презрительной гримасой характеризовать молодых исполнителей ( мол, это все туфта) и при этом с пеной у рта ссориться с рекорд-лейблами из-за гонораров. Хочется тогда спросить: а где же рок-н-ролл?

2. Всегда очень сложно принять новое, но никто и ничто не стоит на месте, и если внимательнее присмотреться, то , в принципе, и темы, и герой остались все теми же, изменилась лишь форма творческого самовыражения.И если мудрость предыдущего музыкального поколения была выстрадана и вымучена зачастую под гнетом непростых обстоятельств, то новое поколение, кажется, рождается уже непозволительно мудрым для своих лет.

Если говорить о герое, то он , в принципе, всегда один и тот же: это Иванушка-дурачок. Да, у него, может быть, появились мобильный телефон, CD-плейер и иномарка, но он остался тем же Иванушкой-дурачком… И нынешний герой — это все тот же «последний герой», воспетый Цоем, Шевчуком, Гребенщиковым , Бутусовым, Кинчевым, «Крематорием» или «Чайфом» , но только моложе на 10-15 лет… И все-таки новый герой стал гораздо флегматичнее и спокойнее….Такое впечатление будто он хочет всем сказать: «Ребята, сделайте глубокий вздох и успокойтесь!»

СТАТЬ ГЕРОЕМ НОВЫХ ПЕСЕН? А НА ФИГА?
Александр Яковлев
лидер рок-группы «Новые ворота» (Нижний Новгород)

1.Вообще я не привык делить музыку на старую или новую, концептуальную или какую другую… И никого не делю на поколения… Для меня есть Булат Окуджава, например, есть Владимир Высоцкий, а не некое исторически сложившееся поколение… Я воспринимаю в первую очередь личности. Вот , например, один из моих любимых альбомов группы «Gentle Giant» записан в 1972 году, когда мне был всего один год от роду. Или, допустим, работы «Jethro Tull» 1984-89 гг.

Лично для меня это — Музыка, и я ее совершенно не воспринимаю с точки зрения чужого или своего поколения. Ведь вся та низкопробная продукция, которую мы слышим в киосках или маршрутных такси, она и раньше была, есть сейчас, и , конечно же, продолжит свое существование в будущем наряду с настоящей музыкой, которая тоже всегда была, есть и будет. Пожалуй, нет никакой временной или какой другой разницы между интересующими меня музыкантами вообще. Их объединяет одно: каждый из них — яркая творческая единица, личность в самом широком смысле этого слова, некий заметный персонаж во «всей этой музыке» да и в жизни вообще.

2. Не стал бы утверждать, что в то или иное время в музыке присутствовал какой-то особенный специфический герой. На мой взгляд, всегда был, есть и будет один герой — настоящий мужик. Понятие, с одной стороны, как бы расплывчатое, трудно поддающееся определению, но, с другой стороны, абсолютно ясное и однозначное, по крайней мере, для меня… Это тот, кто надежен в дружбе, тот, кто в состоянии защитить женщину, ребенка и самого себя, тот, чей дух свободен….Он может и не всегда делать что-то супервыдающееся, заметное, героическое, потому как если ничего угрожающего не происходит, то на фига выпендриваться? Но он всегда готов к тому, чтобы проявиться в нужный момент и сказать точное слово или сделать решительный шаг. А в бытовой жизни подобная готовность может зачастую проявляться через несущественные, на первый взгляд, мелочи.

Вот, например, был у меня друг, и как-то мне понадобилось, чтобы он был у меня в пять утра. Я ему говорю: «Ты возьми такси, а поскольку это мне нужно, чтобы ты приехал, я оплачу». Так он приехал в район, где я живу , накануне, провел ночь на какой-то стройке и ровно в пять, как штык , был у меня. А объяснил свой поступок просто: «Старик, я же знаю, что ты не миллионер, чтобы за тачку платить. А на чем бы я в такую рань уехал к тебе, чтобы быть у тебя в пять, как обещал?» Кто-нибудь скажет, что это мелочь, но я за такую «мелочь» готов последнюю рубашку отдать. Потому что, на мой взгляд, в этом поступке и есть настоящий мужчина, тот человек, которому я могу доверять, на которого могу положиться…..

ПОКОЛЕНИЕ С БЕССТРАСТНОЙ УЛЫБКОЙ БУДДЫ.
ЭВА,
астролог
1, 2. Если говорить конкретно о рок-музыке, то нужно обратить внимание на положение двух планет, непосредственно влияющих на ее развитие. Это, в первую очередь, Нептун — планета Божественной Любви, вдохновения, ясновидения и других тонко-вибрационных явлений, к которым традиционно относят и музыку., а также Плутон — планета, которая олицетворяет влияние фатума, рока в жизни человека и все те материальные и духовные процессы, которые требуют колоссального энергетического очищения и взаимообмена, когда необходимый в период чистки хаос уступает место столь же необходимому и своевременному периоду творческого созидания.

У всех рокеров, родившихся в начале 60-х годов, планета музыки Нептун находилась в знаке Скорпиона, который является «родным» для Плутона. Это обусловило тот факт, что рок-музыка, появившаяся впоследствии благодаря творческому самовыражению этих музыкантов примерно лет через двадцать, причем в период всеобщего застоя, когда все более становилось очевидным, что наше «совковое» общество нуждается в чистке сверху донизу, носила явственные мотивы самопожертвования, душевного самосожжения, восхождения на костер собственных страстей и , к сожалению, зачастую пороков (Нептун еще отвечает и за пристрастие к алкоголю и наркотикам, а находясь в Скорпионе , может придавать этому влечению оттенок гибельной неотвратимости). Поэтому не случайно так явственно прослеживаются в истории рок-музыки того периода сюжеты не только яростного творческого горения , но и печальных жизненных катаклизмов (Александр Башлачев, Майк Науменко, Янка Дягилева, Виктор Цой, Игорь Тальков)…..

Чтобы сохранить душевный баланс и не растратить понапрасну запасы духовной и жизненной энергии этому поколению приходилось обращать свои взоры к тем преимуществам, которые дает положение Плутона в знаке Девы, что было характерно для карт рождения всего поколения. А эти преимущества заключались в том, что обучаясь у жизни не растекаться мыслью по древу, концентрируясь на отдельных существенных деталях бытия, это поколение училось мудрости, которая невозможна без способности к анализу и синтезу. Для творчества рок-музыкантов этого поколения характерна филигранная работа со словом и тщательная проработка музыкального рисунка произведения, что, конечно же, обусловлено влиянием Плутона в Деве. Вспомним, как западали в душу отдельные строки или мелодические ходы песен Шевчука, Бутусова, Гребенщикова или того же Цоя….

Поколение же рок-музыкантов, которое родилось в начале 70-х годов и сейчас активно заявляет о себе, имеет принципиально иное положение Нептуна в своих картах рождения: в данном случае планета музыки очень уютно и бесконфликтно расположилась в дружественном ей знаке Стрельца, который считается знаком философов или апофигистов (что, в принципе, может вполне мирно уживаться в одном и том же человеке). Можно сказать, что все те знания о жизни , которые предыдущее поколение добывало с трудом, напрягаясь , с душевным надрывом, противопоставляя себя множеству внешних и внутренних ограничений, новому поколению достается априори, как нечто само собой разумеющееся. Внутренние и внешние конфликты не утрируются и не драматизируются, а с неприятностями борьба ведется по мере их поступления. Беспафосное мирное сосуществование кванта Добра и кванта Зла в коллективной соборной душе данного поколения порождает квант Нейтрала, позволяющий этим молодым людям с бесстрастной улыбкой Будды воспринимать путешествие по реке жизни.

Творческая судьба рок-музыкантов этого поколения еще только начинается, и в отличие от их предшественников, им не придется сражаться с реальными или ветряными мельницами: поскольку Плутон сейчас находится в знаке Стрельца и пробудет там еще несколько лет (по 2009 год включительно), то акцент смещается с моментов борьбы на философское и честное осмысление своей внутренней реальности, своего персонального мифа. Т.е. лирический герой перестает изобличать и исходить гневными тирадами в чей-то адрес, а углубляется в святая святых — собственную душу, которая на самом деле одна ему по-настоящему и интересна.

Эльфия ГАРИПОВА
фото Татьяны ХРИПКИНОЙ

Добавить комментарий