Механика Очеловечивания Провинциальных Рокеров (МОПР)

Механика Очеловечивания Провинциальных Рокеров (МОПР)

opinionЕсли кому-то это может быть интересным. Предлагаемая статейка - первый материал из планируемой серии про моих друзей и знакомых музыкантов, художников и поэтов. Про то, как жили раньше, про то, как сейчас. Историчности не будет - в задницу ее. Что помню, то и пишу. Для себя больше, чтобы совсем все не забыть… Планирую еще вспомнить про поэта и художника Аркадия Перенова, Андрея Цыбина, группу "Мертвые Души", поэтессу Аллу Балашову, Саньку Кучерова с его "Авсенем" и "Глубиной", если удастся нарыть информации, мечтаю что-нибудь написать о "Нечистой силе" и Паганеле, но это уже целое исследование надо проводить.

Механика Очеловечивания Провинциальных Рокеров (МОПР) 1. Маршевый Отряд Поручика Ржевского…

Большинство исследователей считает годом основания МОПРа 1988-ой. Это, возможно, верно, но лидер группы Алексей "Командор" Розинов на вопросы о дате основания часто отвечает: "А хрен его знает...". Так он отвечает и на многие другие вопросы. И организует юбилейные концерты по смыслу, в основном, рядом с собственным Днём Рождения. Что справедливо. Я видел Командора на Свердле (ныне - Б.Покровская), когда переодетый человеком офицер Советской Армии нес на плече укутанную в целлофан гитару "Мюзима-де-люкс", действительно где-то в конце 80-х. Более точная датировка в данной работе невозможна по причине, понятной всем любителям и профессионалам по опосредованному расширению сознания.

На первых своих выступлениях Командор играл с составами, которые, чтобы избежать ненормативной лексики, можно назвать экспериментальными. Люди подбирались с точки зрения "хороший парень" - " плохой парень". О профессионализме никто и не заикался. Многие песни репетировались непосредственно перед выходом на сцену (чтобы не забылись партии) - например, "Река" (см. альбом "Тихие песни") репетировалась в сортире ДК им. Ленина во время концерта "Музыкальная среда" и т.д. и т.п. Настроение, которое тогда витало в воздухе, описать невозможно. Все очень хотели работать и могли это делать круглосуточно. Песни сочинялись десятками и, что удивительно, для многих музыкантов материал, созданный в то время, остался лучшим.

Музыка записывалась при любой возможности, на любую технику, от "Легенды" Илюхи Куртинина ("плохо") и "Ноты" Гарика Домашенко ("хорошо") до многоканальника на Нижегородском (тогда - Горьковском) телевидении ("охуеть"). Выход творческой энергии Леха давал при любой возможности - на кухнях, тусовках, концертах, литературных вечерах, записях студийных и самодельных. Вероятно, Розинов и сам толком не знает, сколько записей было запущено в обращение. В его домашнем архиве есть далеко не всё. До сих пор вспоминаю кустарно записанный радиоспектакль "Правда мы будем всегда?" по сказкам Сергея Козлова, музыку для которого сочинил и записал Командор сотоварищи, а текст начитала Сэнди (Женя Павлычева). Возможно, эта запись утрачена безвозвратно, если нет - дайте тогда послушать.

Отравленный воздухом свободы, нормальный военный медик Розинов завязал с армией, стал гражданским травматологом и рок-музыкантом, не умеющим толком играть ни на одном инструменте и поющим так, что слабонервные мухи дохли на лету. Командор учился петь. Брал уроки вокала. Слушал "Yes" и Александра Градского. Занимался Цигун, вольной борьбой, гитарой и дыхательной гимнастикой. Голос стал гораздо громче. Подобным образом вели себя все, кто хоть чего-нибудь стоил: " без лажи - это филармония...". Со временем Командор стал петь потише, появились интонации, тембры. При игре на гитаре у него теперь лениво-усталое выражение лица, а не испуганно-удивлённое, как в 80-х.

Уникальное качество Командора - умение собирать вокруг себя людей. Просто интересных, художников, поэтов, оперативников из МВД, поэтов, парашютистов, благородных жуликов, отставных спецназовцев и, естественно, музыкантов. Свой первый юбилей МОПР отмечал уже как настоящая рок-группа, достаточно известная в городе. Осенью 93-го (или нет?!) на сцене Дома Офицеров МОПРы играли оч-чень серьёзную музыку. Я слышал на МОПР прямо противоположные рецензии, но зал был полон.

МОПР образца начала 90-х: Алексей ("Командор") Розинов - вокал. Владимир Логвинов - клавишные. Юрий Молдавскиий - гитара. Гурам Беруашвили - бас. Павел Горшков - саксофон. Андрей Вендерштрем -ударные.

Очевидная интернациональность состава сказывалась на музыке и подогревала интерес публики. Вычурные аранжировки были поводом для обсуждения: у кого украден тот или иной фрагмент?! Оригинал чаще всего найден не был. Исторически 5-летие МОПРа интересно ещё и тем, что люди ( чуть-ли не впервые) пришли на концерт земляков за деньги. И концу вечера все хором горланили "Мама, насуши мне ржаных сухарей!" и "Гопники тоже люди". Мечтались и планировались совместные концерты с кем-то из "великих", поездки на "фирменные" студии, выступления в обеих столицах. Помню, многие откровенно завидовали и чистосердечно поливали дерьмом Командора и весь его МОПР. Постепенно успокоились - всё оказалось не так просто.

2. Международное Общество Помощи Репатриантам…

Для многолюдной команды ротация кадров - дело обычное. Если не становится правилом без исключений. МОПР за свою историю стал лабораторией, ПТУ, университетом, вытрезвителем и сумасшедшим домом для десятков нижегородских музыкантов. Лешка Шабалин ( басист одного из первых составов) поменял лагерь западников ( МОПР) на лагерь славянофилов постморрисоновского толка ( "Новые Ворота"). Ушел в светлую даль (из того же состава) Дима ("Крюков") Токман - великолепный клавишник. Занялся сольными проектами и журналистикой. Свалил в Израиль, где не прижился, виртуоз Юрка Молдавский. Паша Горшков тоже захотел жизни поспокойнее. Ушёл, вроде, в бизнес. Угощал потом коньяком - вкусно. Гурам Беруашвили заигрался в кабаках (его судьба потом постигнет почти всех нижегородских рокеров - Рок-бар, Домик Петра, Бочка, Матрица, Джем-Престиж, Гудок, Паутина - площадки, на которые помимо шансона и попсы, пускают рокеров, а по сути - кабаки и блядюшники). Впрочем, не вижу ни в первом, ни во втором ничего плохого... Вовка Логвинов, покинув МОПР, играл с "Оркестром домовых Леши Петрова", "Новыми Воротами", Эдиком Краковым, сольно, писал музыку для синагоги и рекламы. Короче, чёрт те что.

Матёрый журналюга Дмитрий Дёмин как-то написал: "... я никак не могу отделаться от ощущения, что Командор пишет свои песни в истребителе, сорвавшемся в штопор... ". Ошибка. МОПР - это бомбардировщик. Из которого за несколько лет полёта один за другим катапультировались все члены экипажа. Командор в гордом одиночестве совершил мягкую посадку.

3. Мученики Отечественного Провинциального Рока.

Не надо быть контрразведчиком, чтобы знать, как ведут себя рок-музыканты в период временного и вынужденного отлучения от музыки. Особенно, когда в очередной раз понимают, что вся эта хрень, по большому счёту, никому кроме них не нужна, выхода на большую сцену не произойдёт никогда, а вероятность стать народным любимцем, да ещё и денег заработать, вообще стремится к нулю. Короче, было всё. Пьянство, переходящее в алкоголизм. Драки, перерастающие в побоище. Разрушение сознания, мебели и собственной внешности. Тем, кого интересуют подробности, могу посоветовать обратиться к нижеследующей литературе: В.Орлов "Альтист Данилов", В. Пелевин "Чапаев и Пустота", Й. Геббельс "Последние записи", Ш. Бодлер "Цветы зла", Ч. Ломброзо "Гениальность и помешательство".

Как-то раз Командору предложили поучаствовать в очередном мемориальном (по-моему, памяти А. Башлачёва) концерте. Тогда он готов был играть с кем угодно, но подвернулся Александр Яковлев ("Новые Ворота"), находившийся в похожем состоянии и выкинувший на пьянке в окно последнюю гитару.

После совместного распития спиртных напитков и на почве внезапно возникшего желания "сыграть чё-либо", Яковлеву была куплена гитара и начат репетиционный процесс совместно с А. Вендерштремом (перкуссия). Акустическое трио (Розинов играл на гитаре и пел) дало несколько концертов и постепенно начало обрастать музыкантами. На соло гитаре играл Андрей Шестаков, на басу (Почему на басу? Какой он басист?) Михаил Безносов. В таком составе группа отыграла несколько довольно удачных концертов, один из них - на презентации общественной организации "Новое Средневековье". Организация накрылась не из-за этого.

4. Метод Опосредованного Проникновения в Реальность. В полуакустическом МОПРе со временем появились новые песни и настала пора записать альбом.. Это было сделано с помощью Аркадия Мирошнеченко, Макса Сазонова и бродячих "профи" - Геннадия "Ганса" Ульянова ( бас) и Михаила Русина ( гитара). Плод - альбом "Тихие песни" 1999 года с 10-ю песнями. Сотрудничество с вышеуказанными наёмниками привело МОПР на несколько больших концертов и даже на открытые площадки типа пл. Минина и Волжский откос. Достаточно безболезненно Ганс и Мишка заменились на Макса Поведского ( гитара; экс - "Нечистая сила" - группа заслуживающая отдельного романа) и Сергея Жаринова ( бас). В группу пришёл Митя "Зелёный"- молодое дарование, замечательный клавишник. В таком составе МОПР было можно видеть на концертах в нижегородских клубах (список см. выше), а также в Москве и Питере. Помимо авторской программы Командор теперь поёт смешные "кавер-версии" англоязычных рок-песен. Музыканты тоже хотят кушать. МОПР без поющего Розинова - это "однополчане" Алексея "Полковника" Хрынова, на данный момент самой большой фигуры в провинциальном роке. В прямом и переносном смысле.

С момента появления МОПР постоянно увеличивал нишу, которою занимал, пока в неё не убрались и поэзия, и музыка, и живопись, и фотография, и кино, и даже системы рукапашного боя и истребителей люфтваффе - всё, о чем говорится за рюмкой...

Александр Васеха, профессиональный провинциальный лох.

Добавить комментарий