«КРИМИНАЛ В Н.НОВГОРОДЕ» ОКТЯБРЬ, 2001
Рок-н-ролльщик не сеет и не пашет, его нива семь нот. Каково жить с ним, если семеро по лавкам плачут? В Москве, столице отечественного шоу-бизнеса, музыкальному народу полная лафа: радиостанции, клубы, спонсоры, продюсеры. Если не ленивый и не особо бездарный, есть шанс пробиться в звезды, а в Нижнем? Молодым да талантливым остается надеяться только на себя.
Взять те же клубы. Нижегородские заведения, где слушают живую музыку можно перечислить по пальцам одной руки. И то в эти клубы приходят не только слушать, но и весело провести время. Команда исполнителей не основное, а как бы сопутствующее блюдо к тем же закускам и стриптизу. Ребята исполняют популярные мелодии, дай Бог, за вечер сыграют несколько своих песен. И весь их труд оплачивается более чем скромно, москвичи лишь посмеялись бы таким расценкам.
В среднем за вечер каждый член музыкальной команды получает от 350 до 400 рублей. Вот и посчитайте, если рок-группа дала за месяц по одному концерту в каждом из баров, то всяко больше двух тысяч на душу не получится. Заметьте, это самый благоприятный расклад, и это при том, что комплект нормальных струн стоит от 250 до 500 рублей и продержится он около месяца, дальше просто перестанет звучать. Получается, творчество может окупить лишь самые насущные расходы на себя же, а ведь человеку нужно еще и кушать, чтоб штаны во время концерта не сваливались.
Из финансового тупика каждый выходит по разному. Вот что говорит лидер группы «Новые ворота» Александр ЯКОВЛЕВ.
— Конечно, по сравнению со столицей Нижний не уровень. У нас пока еще нет инфраструктуры, которая позволила бы существовать музыкантам. Поэтому они работают где-то еще. Есть среди наших программисты, журналисты, бизнесмены. Но таких меньшинство, большинство добывают на хлеб перемещением предметов с места на место.
— То есть нижегородские рок-н-ролльщики грузчики? Гребенщиковское поколение дворников и сторожей все еще актуально для нашей местности?
— Это может подтвердить Леша Розинов, мой хороший друг, лидер группы «МОПР», в которой я играл не один год. У него небольшой бизнес, в котором поучаствовали почти все рок-н-ролльщики, частенько остающиеся без работы. Лешина помощь очень многим помогла выжить.
— А как же «тонкие» руки музыканта?
— Не до жиру. К примеру, соло-гитарист Андрей Шестаков занимается промышленным альпинизмом. То есть выполняет различные работы на высотных зданиях, но это не мешает ему оставаться классным музыкантом.
— Многих моих друзей, да и меня самого подкармливает журналистика. Тот же Алексей Хрынов (Полковник) пишет статьи, ведет программу на «Русском радио».
— Среди рок-н-ролльщиков мало дураков или вовсе неспособных людей. Но нашему карьерному росту во многом мешает музыка. Она — главное в жизни. Многие надеются, что наступят хорошие времена и можно будет, бросив все, заниматься любимым делом.
— А что, разве нельзя бросить все и пробиваться на олимп славы, с которого можно охватить всю Россию? Кстати, нижегородских рок-н-ролльщиков недавно круто упрекнули в том, что никто из них не стал звездой, а наш рок даже не тягается с уральским или питерским…
— С последним утверждением не согласен. У нас есть как минимум две общероссийские величины Полковник и Чиж — Сергей Чиграков, их песни звучат по всей стране, большими тиражами выходят компакт-диски.
Если сравнить с рок-н-ролльными столицами, у нас мало звезд. Но то же самое можно отнести и ко многим другим городам. Пробиться тяжело, груз бытовых проблем тянет назад. Ничего не поделаешь, человек так устроен, что хочет и рыбку съесть и кости ее сдать. Музыка даст тебе что-нибудь, когда ты отдашь ей всего себя. Нужно быть готовым к голодным временам, отрешиться от всего близкого и привычного по жизни. В свое время так поступил Чиж, уехав из Нижнего в Харьков, а потом в Питер. С точки зрения материальной, он добился многого — живет в квартире на Большой Морской, это центр северной столицы.
Чиж и Полковник, это ветераны. Нельзя сказать, что они единственные, сейчас раскручивается наша группа «Корсар», их песни, звучащие на радио, уже узнают. Это очень важно. Я считаю, что большинство слушателей, которые и определяют популярность команды, ориентируются именно на узнаваемость песен.
— Решиться сжечь мосты может не каждый, но ведь и финансовый фактор имеет значение?
— Без денег сложно. Я недавно записал мастер-диск «Новых ворот», на котором лучшие песни группы за несколько лет. Обошлось это примерно в тысячу долларов, которые мне дал друг-москвич. С мастер-диска можно делать тираж альбома для продажи, но средств на это нет. Честно говоря, я не знаю, что делать.
— Езжай в Москву, ищи спонсоров…
— Вот мы опять вернулись к рыбке и ее скелету. Пробивать свой альбом в столице дело долгое, нужно встречаться с десятками нужных людей. Для этого придется уволиться с работы, я, может, и решился бы, но что скажет на это семья? Догадайся с одного раза…
Многим рок-н-ролльщикам не под силу сделать не только мастер-диск, но и приличную демо-версию. Сейчас все зависит от качества звучания музыки, неважно рок-н-ролл это или фольклор. Продюсер прежде чем вложить деньги, должен услышать товар. Огромное количество музыкантов, может быть, гениальных, никто не слышит.
— Извини, верну тебя к тем, кто решился, если угодно, играл, но не выиграл. Есть такие среди нижегородцев?
— Намекаешь на тех, кто ушел молодым.
— Точно.
— Есть несколько человек. Но, конечно, самый известный из них Евгений Латышев, в тусовке звали его Злыдень.
— Почему, зловещая личность?
— Я бы сказал, яркая, талантливая. Со дня его смерти прошло много лет, но его не забыли. Одна часть тусовки не любит Латышева, другая — души не чает. Кого-то он сажал на иглу, но я знаю, что Злыдень и снимал многих. Любой мог попросить у него помощи. Он был хороший музыкант, но больше философ. С рок-н-роллом меня познакомил именно он. Пятнадцать лет тому минуло.
— А как умер Латышев?
— Точно неизвестно, все произошло в Москве. Говорят от передозировки наркотиков. Его сгубила тусовка, можно сказать среда, в которой живут музыканты.
— Рок и наркотики близнецы-братья? «Вена, моя эрогенная зона» — поет наш уважаемый Чиж…
— Музыка и допинг это не одно и то же. Музыканту очень сложно сидеть на наркотиках, имеются в виду сильные вещи: героин, ЛСД и тому подобное. Во-первых, это дорого, во-вторых, поиск ширки отнимает много времени, постепенно добывание зелья становится целью жизни, в которой не остается места творчеству.
Многие рок-н-ролльщики много чего спели про наркоту, но сами не употребляют, а если и был грешок, давно бросили. Посмотри на упитанные лица солистов «Агаты Кристи», они похожи на наркоманов, как кошка на бегемота.
По совести сказать, все музыканты лопают, как лошади. Алкогольное опьянение приятно растягивать, оно творчеству не мешает, наоборот.
— Извини, перебью. Помнится Полковник изрек: «Если все будут пьяные, воевать станет некому. Ну, жахнем за мир!»
— Правильно, допинг должен нести положительный, добрый заряд. А наркота… долбанулся и пошел гулять по своим кошмарам.
— Кстати, не комшар для творческой личности играть в ресторанах. На мой взгляд, тяжело петь, когда другие жуют, особенно какие-нибудь «Яблоки на снегу».
— А что ты имеешь против этой песни? Люди заказывают то, что им нравится. Можно много смеяться над «Отбитыми мошонками», но когда на сцене под фонограмму прыгают трое этих упитанных мальчиков, народ валом валит. У меня небольшой ресторанный опыт, но разбуди меня ночью, я сыграю «Яблоки» с любого такта, как-то раз восемь раз подряд их исполнял. К тому, что происходит в зале, профи относятся спокойно. Это то же, что мешки таскать — отключился от всего и работаешь.
— Даже в крутых ситуациях?
— Да в наших кабаках без них обходится. Если кто повздорит, выйдут разбираться на свежий воздух. К музыкантам не пристают. Если и бывают ситуации, они скорее комические.
— Например?
— К одному моему приятелю подошел мужик весь в наколках, попросил сесть с собой, угостил пивом, и пока тот хлебал, мужик молча сверлил его взглядом. Минута молчания завершилась коронной фразой: «Душевно играешь, тебя к нам на зону, как царь бы ходил».
— А чем кончилось?
— Шуткой «уж лучше вы к нам». Гораздо больше беспокойства причиняют молодые отморозки во время концертов. Подогреют себя и ищут неприятностей, музыка для них лишь повод размяться. Кстати, хочу отметить четкую работу омоновцев во время концерта Чижа на площади Минина. Чиграков много повидал, но тоже не удержался от похвалы.
— А есть вина рок-н-ролльщиков в том, что люди, слушая их, дуреют?
— Только бы разоблачать! Ты думаешь на концертах музыкантов, ныне классиков, такого не происходило?! Читаешь — поражаешься: и в оркестровую яму кидались, и белье на сцену бросали. Биограф Паганини от лицезрения жизни маэстро сошел бы с ума. Музыканты не ангелы, но если человек хочет завестись, ему без разницы, «Битлз» звучит или Бах. Если он пришел на концерт боксировать, при чем здесь музыка.
Андрей ЧЕЧЕНИН