«АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ -НН» январь, 2013
Помнится, в детстве, играя во дворе, мы с любопытством поднимали головы к открытому окну, из которого раздавалось непонятное тонкое пиликание. А когда из подъезда выходила тонкая девочка со строгими глазами, мальчишки долго провожали глазами хрупкую фигурку, прижимавшую к груди нотную тетрадь и изысканный черный футляр с инструментом. Или дразнили ее «скрипачкой».
— Никогда не замечала, чтобы меня в детстве трепетно провожали глазами и уж тем более восхищались моей скрипкой. Может, у нас во дворе были какие-то «неправильные» мальчишки?– торопливо, но основательно собирая дочерей, 11-летнюю Лиду и 9–летнюю Соню в школу, вспоминает Наталья. –Но и не дразнили меня никогда, потому что я могла ответить. Да и я никогда не была похожей на типичную девочку с нотной папкой.
Причем, по воспоминаниям Натальи, у дедушки было даже две скрипки: одна обычная, а другая без дек, чтобы звук был потише, потому что бабушка ругалась, говорила, что он играет слишком громко, что «надо делом заниматься, а не на скрипке пиликать». Но вот удивительно: когда маленькая Наташа стала ходить в музыкальную школу, бабушка страшно сокрушалась, что оба эти инструмента не дожили, потому что после дедушкиной смерти старшие внуки сделали из смычков луки и еще как-то изобретательно проявили свое детское любопытство.
Канифолить смычок- это святое. Канифоль забивается под чешуйки на конском волосе, и когда смычок тянется по струне, то от трения температура повышается, канифоль плавится. Тогда чешуйки цепляются на струну и заставляют ее вибрировать. А если провести по струне «лысым» смычком, то она не будет оттягиваться и звучать. Такие вот скрипичные дела.
Бытует мнение, что у музыкантов очень изнеженные хрупкие пальцы, которые надо беречь пуще зеницы ока. У Натальи небольшие, но очень крепкие кисти рук. «По идее, конечно, беречь пальцы надо. Если хотя бы порежешь палец на левой руке , то ты уже не игрок», – рассказывает скрипачка перед началом репетиции, между приветствиями коллегам-музыкантам, занимая свое место в оркестровой яме. – Но пальцы у меня, да и у всех скрипачей вообще, сильные.»
«Кстати, знаете, что у некоторых скрипачей бывают свои трудовые мозоли? – спрашивает Наталья. — На левой скуле, к которой прижимается скрипка, на ключице и, конечно, на подушечках пальцев. Бывает на них даже остаются полоски от струн, порой цветные, потому что струны окрашены. Но постепенно пальцы грубеют и становятся не такими чувствительными.»
Репетиция шла уже не первый час. Симфонический оркестр с балетной труппой театра готовился представить зрителям новую постановку про красавицу-цыганку и горбуна из Нотр-Дама. Пока на сцене порхала невесомая Эсмеральда, скрипачка, уверенно ведя свою партию, с неподдельным интересом посматривала на сцену.
«Да, я очень театральный человек, мне не надоедает сцена, спектакли, часто сопереживаю героям, -признается Спирина. У нас вообще в театре очень творческая и по-домашнему уютная атмосфера, прихожу сюда, как в дом родной».
« Все музыканты- известные шутники. У нас и не такое случается, — смеется Наталья, — Например, на репетициях и даже во время спектакля «Русалка», когда со сцены внучка мельника произносит реплику «А что такое деньги, я не знаю», каждый раз весь оркестр дружным хором говорит: «Мы тоже!».
«Рядом со мной, например, сидит прекрасная скрипачка Полина Яковлевна Войскунская, — говорит Спирина. — Ей уже за 80, но она настолько одаренный и профессиональный человек, который так владеет техникой, что у нее есть чему поучиться. Когда она играла «Лебединое озеро» — все музыканты плакали (и это при том, что в нас нередко присутствуют элементы творческой ревности!) Не скрою, хотелось бы играть так же, чтобы вызывать у людей искренние чувства».
« Мой старый друг Саша Яковлев, лидер рок-группы «Новые ворота», в которой я играю вот уже 25 лет, смеется: «У Спириной есть работа, а ее хобби- это тоже работа», — рассказывает скрипачка. — В театре мы играем по нотам, то, что кто-то написал за нас, порой не все нравится, но приходится делать свое дело. Видимо, внутри каждой из нас есть что-то свое, что хочется высказать. Поэтому и собираемся вчетвером после работы — поиграть для души, только то, что нам нравится.»
«Дамские пальчики» начинали с классики. А потом квартет начали приглашать сначала на свадьбы, а потом и на гастроли. Репертуар стал шире: что-то из поп-музыки, из рока, из джаза и даже свое, — все, что хорошо звучит на струнных инструментах. Некоторые музыканты даже успели окрестить квартет «русской «Апокалиптикой». Немаловажно, что работа с этим коллективом приносит доход порой выше, чем на основной работе.
«Когда ребята из «Новых ворот» пришли в училище в поисках человека, который играл бы на скрипке, я с радостью согласилась. Правда, они хотели, чтобы у них был скрипач, а не скрипачка. Но я там прижилась, на четверть века, — шутит Спирина. – Кстати, сегодня как раз будет концерт группы…в музыкальном магазине: поиграю там на пятиструнной скрипке».
“Да, растут конфеты на нашей елке, с 1 января по Старый Новый год, — устало улыбается Наталья. – Думаю, что и у детей, и у взрослых должна быть какая-то волшебная сказка, мечта, к которой стоит стремиться. Если ты веришь, что у тебя растут на елке конфеты каждый год, они обязательно вырастут. Так же и с мечтой: она обязательно исполнится, если в нее сильно верить. И много работать”.