«НИЖЕГОРОДСКИЕ НОВОСТИ» октябрь, 2001
(об альбоме группы «Новые ворота»)
Сказать честно, давно уже не приходилось встречать ничего подобного. Это красивая, профессионально »сделанная» музыка, которую можно слушать с удовольствием.
Однако если воспринимать песни Александра Яковлева лишь как набор изысканных звучаний, есть риск пропустить самое главное. Тексты (принадлежащие перу Ильи Куртинина и Александра Яковлева) просты и загадочны, максимально обобщенны и конкретны одновременно и живут где-то на перекрестке прибаутки и пророчества.
Афористичность и смысловая концентрированность фраз, наличие не то чтобы «второго смысла», а мощного интертекста предполагают некоторую эрудицию слушающего и постоянное внимание с его стороны. И в лирике, и в «эпосе» — обобщения «от верха до низа», обзор на все триста шестьдесят. Драматизм…улыбка Будды, конечно, бесстрастна, но иногда прорывается сквозь нее что-то слишком человеческое.
Сравнения, конечно, некорректны, и все-таки невозможно не упомянуть ранний «Наутилус», некоторые гребенщиковские опусы, отчасти — Андрея Мисина. Лицо Космоса страшно, но некоторым из избранных хватает мужества рассказывать об увиденном. Зачем? Для того чтобы понять, «как получаются боги». И по возможности объяснить это тем, кто способен услышать.
Музыка, мягко говоря, необычна. Но это отнюдь не значит, что она представляет собой какие-то там авангардные поиски; просто ее невозможно назвать «аккомпанементом», Музыка идет параллельно смысловой партитуре композиций жанровые и стилистические ассоциации тянут за собой богатые содержательные спектры, помогая в расшифровке текстовых ребусов.
Чего стоят, например, хотя бы экстатически взлетающие скрипичные юбиляции в «Иудаике», вносящие в спокойно-притчевый, предельно абстрактный текст о Спасителе мощную личную ноту. Тягучее, роковое фламенко композиции «Время» вносит смысловую подтекстовку а-ля «обреченная страсть Кармен».
Нигилистический фанки поясняет суть «праздника маленькой ящерки» («Поклонение»), драматические интонации поющей человеческим голосом скрипки во всех композициях без исключения компенсируют бесстрастные словесные истины; скоморошье гитарное «бреньканье» и квартетное, истинно бородинское письмо «Голого завтрака» — перекресток академического и архаического, высших достижений «ученого» мастерства и вечно древних инстинктов сознания («хлеба и эрелищ» применительно к ситуации, когда профессиональныи развлекатель кормит хлебом духовным, произносится как нельзя более уместно).
Кстати, благородная стройность созвучий струнных инструментов — на фоне закодированных драм и напряженных размышлений — словно напоминает нам о постоянном (пусть и незримом) присутствии рядом Абсолюта…
Мария ПАНТЕЛЕЕВА