«НИЖЕГОРОДСКИЙ РАБОЧИЙ» март, 2001
Всем привет! С вами снова Алексей Полковник. С очередным вас четвергом. Опять мы с вами в межпраздничном пространстве (а может быть, прострации).
Кстати, сегодня тоже в каком-то роде праздник — первый день весны, с чем всех опять же поздравляю . Вообще, при желании праздник можно устроить на абсолютно ровном месте. Как себе, так и окружающим. Например, для некоторых (и даже довольно многих) нормальный рок-н-ролльный концерт уже событие, и притом вполне праздничное.Одно из таких событий состоялось 17 февраля в актовом зале политеха. Играли «Полюс-С», «ЧЮдо-сон» (г. Арзамас), а в качестве хэдлайнеров выступила группа «Новые ворота» (они же и были организаторами концерта).»Новые ворота» — команда со стажем, в Нижнем довольно известная, но думаю, что информация лишней бывает редко, и поэтому хочу предложить вам сегодня стать свидетелями разговора с лидером «Новых ворот» Александром ЯКОВЛЕВЫМ.
— Итак: «Новые ворота»», а вообще-то не такие уж новые. Сколько группе лет?
А. Я.: Мы работаем где-то с 87-го года. Несколько раз пытались отметить какой-то юбилей, но все время путались, сколько же лет нам на самом деле лет и какого числа мы образовались. Вначале мы были чисто электрической командой, я играл на электрогитаре, а вокалист был свободный (не обремененный инструментами). Мы сразу пытались играть что-то свое, но человек, пустивший нас репетировать на свою точку,сказал: «Ребята, какую же вы играете х…ню!» и начал учить нас, как надо. Его звали Хоттабыч, и их команда играла на свадьбах и танцах. Поскольку Хоттабыч был ярым поклонником «Deep Purple», то и нас он стал наставлять на этот единственно истинный путь. Угадай, какую песню я первой сыграл на электрогитаре.
— «Дым над водой»?
А. Я.: Точно. Два-три года мы снимали «фирмачей», но потом все-таки решили вернуться к своему. Получилось так, что я написал несколько мелодий, а Нос (Илья Куртинин, в прошлом басист, а ныне штатный текстовик группы. — Авт.) — несколько текстов. Сложили их воедино, и выяснилось, что и поправлять-то ничего не надо. Как тут и было. Потом стали думать: как же это все подать? И решили играть в акустике. Нос, как главный идеолог, тупо пошел в музучилище и сказал:»Нужна скрипка в рок-группу». Там ему показали на Наташу Спирину. Говорят: «Она малость с «приветом», но, кроме нее, эту вашу фигню играть никто не будет». Так и стали играть: я на акустике, Нос на басу и Наташа на скрипке.
— А как же барабаны?
А. Я.: А никак. Нашего прежнего барабанщика Нуфа (Евгений Ануфриев. — авт.) забрали в армию, и мы играли просто втроем.
— Кто-то из отечественных рок-деятелей оказал на ваше творчество какое-то влияние?
А.Я.: Достаточно много разного народа. Даже из Нижнего, «Хроноп» например. Еще я постоянно слушал «Пикник», «Аквариум» и «Калинов мост».»Пикник» до сих пор cчитаю лучшей российской командой. Он на меня какое-то магическое действие имеет.
-Во многих твоих вещах угадываются этакие кельтские веяния. Это неспроста?
А. Я.: Неспроста. У меня есть две заморочки, как в музыке, так и в жизни. Это, во-первых, Восток, в хорошем смысле этого слова, и ирландцы. Не потому что они лопают пиво и взрывают бомбы в Дублине, а просто нравятся по характеру, как нация.Кстати, если японские самурайские мелодии, которые у них там исполняются на непонятных европейцу струнных деревяшках, сыграть на нормальной гитаре, то получается ирландская народная музыка.
— Во многих наших командах существует такое устройство: есть лидер, который пишет музыку и тексты, поет и играет, в большинстве случаев на гитаре, и есть прилагающиеся музыканты. Порой можно всех музыкантов поменять, кроме лидера, и никто ничего не заметит. Как у вас с этим обстоит?
А. Я.: У нас не так. Песни пишем мы с Носом (я — музыку, он — тексты), аранжировки делаются коллегиально. Наташка Спирина, можно сказать, стала лицом группы. Когда она выходит, все хлопают.
— А вообще, немного поподробнее о музыкантах?
А. Я.: Гитарист Андрей Шестаков и Наташа Спирина — с консерваторским образованием, каждый по своему классу. Ритм-секция: Михаил Зельманов (барабаны) и Максим Вяхирев (бас) — достаточно долго играли раньше в разных составах. Мы их пригласили прошедшей осенью. Каждый в группе по-своему незаменим. Когда я приношу какую-то новую песню и показываю просто на гитаре — это одно. А когда они всё вносят коррективы на своих инструментах — это уже совсем другая песня. Я не воспринимаю игру в «Новых воротах» как работу, так что в первую очередь люди, входящие в команду, должны быть близки по духу. Ну а если они еще и играть умеют — это уже совсем замечательно.
— А по-моему, был такой период, когда «Новые ворота» совсем куда-то пропали?
А. Я.: Да. Случилось такое, что как-то у всех одновременно возникло ощущение тупика. Нужно былогде-то работать, чтобы обеспечивать свое существование. Песни не писались. Наступил какой-то кризис в общении. Потом возраст, куча новых молодых команд, пусть они дерзают, а раз нам наша музыка ничего не дает, так и катись она, провались. И потихонечку все загнулось.
— А как же назад разогнулось?
А. Я.: Снова появилось настроение. Я не знаю, от чего это зависит.
— Вы на данном этапе своего существования могли бы стать клубной группой?
А. Я.: Нет. Не хотелось бы.
— А почему?
А. Я.: Мне не хочется играть перед людьми, которые пьют пиво и едят салаты. Если тебя интересует музыка — иди на концерт, а если хочешь есть — сходи поешь. Да и репертуар-то у нас не клубный. Хотя ничего унизительного для музыкантов, которые играют в клубах, я не вижу.
— Вернемся к твоему увлечению Востоком. Ты ведь занимаешься какими-то единоборствами ?
А. Я.: Ну сейчас-то я просто иногда тренируюсь, чтобы не развалиться окончательно. А было время, как раз в период музыкальной депрессии, когда я проводил в зале по двенадцать часов в день (шесть с утра и шесть вечером). Сигарет не курил, даже пиво не пил и прекрасно себя чувствовал. Это продолжалось два с половиной года.
— То есть при необходимости ты паре возмутителей спокойствия по репе настучать сможешь?
А. Я.: Ну паре-то — наверное, но желательно не больше. Хотя все зависит от подготовки этой пары. Тут, сразу после Нового года, меня отметелили человек пятнадцать подростков. Очень важно то, что я научился не только бить, но и получать. Встал потом и пошел своими ногами. Неподготовленный человек мог бы и дуба дать.
— Стало быть, жизнь твоя приключениями не бедна?
А. Я.: Слава богу, не все они связаны с мордобоем. Вот в 89-м году на фестивале в Зеленом театре в Сормове мы играли почему-то после «Калинова моста». А Дима Ревякин выступал в белой вышитой рубахе и черных джинсах. И я в белой вышитой рубахе и черных джинсах. У него длинные темные волосы , и у меня. Они играли фолк, и мы играли фолк. Короче, группы на сцене поменялись, а вроде осталось все то же самое. Подбегает ко мне после выступления какой-то корреспондент с выпученными глазами и начинает брать интервью как-то странно. Потом в газете читаю: «Интервью с лидером группы «Новый мост» Дмитрием Ревякиным». Сверху моя фотография, а ниже мое же интервью. Приобщился, так сказать, к рок-звезде. Причем лично с Ревякиным я до сих пор не знаком.
— А какие из нынешних нижегородских групп тебе нравятся?
А.Я.: Мне нравятся «7 штук баксов». Я никогда такую музыку не слушал раньше и специально на них не пошел бы. Но как-то случайно увидел их концерт, и мне очень понравилось, как ребята работают. Это из молодых. Из функционирующих «старичков» — «ДНК» Димы Некрасова. Глубоко уважаю Командора («МОПР») за его целеустремленность, даже сам играл с ним несколько лет. Хотя до сих пор не могу дать точного определения, что же он все-таки играет.
— Есть на свете какая-то песня, про которую ты мог бы сказать, что это супер и ничего лучше на свете нет и быть не может?
А.Я.: Для меня нет. Просто периодически появляются какие-то вещи, которые я могу слушать беспрестанно. Закончилась, перемотал — и снова. Но проходит месяц, и возникает что-то новое, такое же завлекающее. Сейчас для меня такая вещь- «Пропаганда» группы «Sparks», старенькая. А в детстве я обожал Гимн Советского Союза.
-То есть возвращение старого гимна тебе как елей на душу?
А.Я.: В плане политики — не знаю, а в плане музыки -да. Мне вообще очень нравятся духовые оркестры.
— Ну а сам-то ты не мечтаешь написать песню, которая вставит всем поголовно?
А.Я.: Мечтаю, конечно. Главное — не стараться ее специально написать. Как говорил Моррисон : «Стану рок-звездой и заработаю миллион долларов» . Миллион рублей тоже устроит на первое время.
Алексей ХРЫНОВ (Полковник)